Крепость Нарын-Кала

Крепость Нарын-Кала

26.03.2024 Выкл. Автор IgoR-798

Название крепости Нарын-Кала переводится как «солнечная цитадель». Это название пришло из языка, который ныне считается мёртвым – среднеперсидского. В то время он широко использовался он территории Персии, в настоящее время на этой территория Ирана.

Одна из легенда гласит — из стен цитадели построена самим великим полководцем, царём древней Македонии, Александром. Но это не больше чем миф. Знаменитый воевода никогда не бывал в Дербенте.
А вот что действительно правда, так это то, что из камня, который использовался для строительстве Дербентской стены, включая крепость Нарын-Кала, можно было возвести семь гробниц фараонов, по типу пирамиды Хеопса. И это научный факт.
Цитадель «Нарын-Кала» и Великая Кавказская стена «Даг-Бары» являются одним из трех крупнейших фортификационных сооружений мира, наряду с Великой Китайской стеной и ныне не сохранившимися Римскими Дунайскими укреплениями
Цитадель «Нарын-Кала» основал шах Хосров Первый, правитель из династии Сасанидов, проживавший на территории Персии в VI в.. Правители, принадлежащие этой династии, обладали огромной властью в Персии начиная с III в.. После построения крепости в Дербенте их счастливая звезда закатилась спустя столетие.
Строительство крепости технически длилось с VI по XV век. После смерти персидского шаха его дело продолжил родной сын.
Крепость в Дербенте — входит в фортификационный щит, состоящий из множества подобных объектов. Длинна Великой Кавказская стены «Даг-Бары» превышала 3,5 км., плюс её горный отрезок, протяженностью более 40 км.
Благодаря прочной цитадели воинственные кочевники не могли завоевать народы, проживающие на территориях Закавказья и Западной Азии.
А вот совершенно удивительный факт, в который многие отказываются просто верить так это то , что именно Дербент был первым Христианским городом на территории современной России.
Но это действительно научный и подтвержденный факт.
Есть данные письменных источников, подтверждающих, что Дербент был одним из крупнейших христианских центров. Более того в V веке и до первой половины VI века, здесь располагалась резиденция главы всей Албанской церкви — католикоса. Католикос это грубо говоря аналог современного патриарха.
Примерно в 551 году престол католикосов был перенесен в Портав — в административную столицу Кавказской Албании. Но Дербент продолжает оставаться одним из крупнейших христианских центров, где до нашего времени сохранились памятники христианского строительства.
Предполагается что Джума-мечеть — самая древняя мечеть СНГ и одна из древнейших в мире — на самом деле до первой половины VI века была большим христианским храмом.
В пользу этой теории говорит несколько фактов.
Ну во-первых в истории есть много аналогичных фактов, когда на смену одной религии приходит другая какие-то религиозные постройки перестраиваются под свои нужды.
Во вторых. Интерес представляют подкупольный зал и михраб , это если кто не знает это ниша всегда обращенная на Мекку, которые выдвинуты на 6,5 метра за пределы южной стены мечети. Это конструктивно было связано с необходимостью расширить композиционное пространство перед михрабом и южную стену перестроили.
Еще один христианский памятник — так называемое крестообразное водохранилище — был выявлен при раскопках в цитадели Нарын-Кала. Оказалось, что на 8,5 метра это сооружение стояло в V веке на поверхности. То есть если бы его построили как водохранилище, то напор воды развалил бы стены, к тому же никаких следов водоводов, входящих в это сооружение, в слоях ранее XVII века не обнаружено. Водоводы имеются только в слоях XVII-XIX веков, когда это сооружение использовалось как водохранилище.
Такие крестообразные храмы вполне были типичны для Закавказья в V-VII веках. Они есть на территории Армении, Грузии, Азербайджана и на территории бывшей древней Алании.
Ученые считают, что когда в VII веке пришли арабы, они могли использовать храм как подсобное помещение. С годами обвалился купол, часть стен, и в итоге он пришел в негодность. А в начале XVII века сооружение перестроили, подвели воду и с этого времени использовали его как водохранилище.
В пользу того , что это все-таки был именно христианский храм говорит то факт, что стены сооружения имеют крестообразную форму и ориентированы по сторонам света, что что 100% характерно для христианского храма, но совершенно бессмысленно для водохранилища. Он также имеет 8-10 метров культурного слоя около своих стен.
Исходя из полученных при раскопках и изучении древних манускриптов ученые пришли выводу , что однозначного ответа когда был построен этот храм нет. Но зато точно известно, что VI веке точно не могли строить христианскую церковь, потому что в это время в цитадели был сасанидский гарнизон, а сасаниды исповедовали точно не христианство, а зороастризм. Их сменили арабы. Следовательно храм возвели V или начале VI веке. Именно в это время Дербент был христианским оплотом сопротивления зороастризму.
А вот сосредоточием исламского государства под названием Арабский халифат город Дербент был VIII веке, но очень короткий отрезок времени.
Во времена Персидского похода 1722 г. цитадель вместе с окружающими землями вошла в состав Российской империи.
23 августа. 1722 г. наиб города торжественно вручил Петру I ключи от города. Этот артефакт можно увидеть в Кунсткамере — музее Санкт-Петербурга.
После вывода русского гарнизона с Дербента, город занял один из самых жестоких правителей, «гроза Вселенной» Надир — шах. Это было время, когда дагестанцы подверглись тяжёлым испытаниям за свою свободу. Разрушались и грабились города и села Дагестана, уничтожалось мирное население. И все же Надир — шах потерпел свое поражение именно в этих горах в 1741г. и вынужден был в 1743г. уйти из Дербента.
После смерти Надир — шаха в 1747 году с процессом распада его империи стало образование на ее окраинах целого ряда новых феодальных государств – ханств. Видное место среди правителей того времени занимал Фет-Али-Хан Кубинский. Человек он был даровитый и энергичный. В 1759 году Фет-Али Хан овладел Дербентом. За первые десять лет своего правления им были объединены значительная часть территории Южного Дагестана и северо-восточного побережья Азербайджана. Он стремился собрать все земли в границах бывшей Кавказской Албании. Фет-Али-Хан был очень искусным и дальновидным правителем, основными направлениями политической деятельности которого были: во — первых, это бескомпромиссная борьба за отделение Южного Дагестана и территории современного Азербайджана от Ирана и создание единого государства; во- вторых, четкое отмежевание от султанской Турции, и наконец, в-третьих, неизменная верность союзу и дружбе с Россией.
1806 г. Дербент окончательно был присоединён к России, а в 1813 г. по Гюлистанскому договору Иран юридически признал вхождение Дербента в состав Российского государства