
посёлок Вице-Смильтэнэ
Про поволжских немцев хотя бы однажды слышал каждый, а вот про поволжских латышей, пожалуй единицы. А они тоже существуют и подтверждением этому служит затерянный в Рачеевского бора посёлок Вице-Смильтэнэ.
История его появления окутана легендами, и мы решили восстановить историческую справедливость.
Самая распространённая версия, её часто можно услышать от «местных краеведов», звучит так:
«Екатериной II путешествовала по Волге, а в составе ее свиты были четыре брата-латыша по фамилии Рутины. Один из них во время путешествия заболел брюшным тифом. Двигаться дальше было невозможно – больному требовался покой. Но братья не захотели разлучаться и выкупили у царицы землю прямо на том месте, где одного из них настиг тиф. Здесь они и остались. Больной вскоре скончался, а его братья перевезли сюда своих крестьян и осели на симбирской земле, став отцами-основателями Вице-Смильтэнэ.»
Она звучит очень правдоподобно, и мы решили именно её и проверить и вот что у нас из этого вышло.
Перенесёмся во времена Екатерины и посмотрим, что нам известно об этом вояже. Этот Вояж вошёл в историю как первый вояж Екатерины куда были помимо прочего приглашены ещё и иностранный послы.
Вот как это было.
Путешествие Екатерины II по Волге —из Твери в Синбирск (именно так во времена Екатерины назывался город Симбирск, который позже был переименован в Ульяновск) водным путём по Волге на эскадре пассажирских и транспортных судов. «Волжский вояж» императрицы, длившийся с 2 (13) мая по 5 (16) июня 1767 года, включал посещение прибрежных городов, монастырей и достопримечательных мест.
Согласно «Ведомости судам, имевшим плавание по реке Волге во время путешествия Ея Императорскаго Величества в 1767 году» в состав флотилии входили:
«Тверь» — 13-баночная галера для императрицы,
«Волга» — 10-баночная галера,
«Ярославль» — 10-баночная галера,
«Казань» — галера для графов Орловых,
«Угличъ» — «кухонная» галера,
«Кострома» — «кухонная» галера,
«Нижній-Новгородъ» — «кухонная» галера,
«Синбирскъ» — «кухонная» галера,
«Ржевъ Володимеровъ» — госпитальное судно,
«Лама» — собственное судно графа З. Г. Чернышёва,
«Севостьяновка» — собственное судно графа Г. Г. Орлова,
«Вома» — галера для иностранных министров.
2 полубарки «с командою лейб-гвардии полков».
8 полубарок «с придворным запасом».
4 больших лодки.
В ведомости сказано, что экипажи судов составляли 1122 человека «армейских чинов» (345 «армейских при одном моторе с их обер-офицерами» и 777 «на всех судах прочих чинов флотских, артиллерийских, солдатских и адмиралтейских»).
В записке П. И. Пущина отмечено, что «Нижній-Новгородъ» был провиантским судном, а «Синбирскъ» — экипажным судном. Всего, согласно составленной им табели, на 11 крупнейших судах в экипажах числилось 5 штаб-офицеров, 19 обер-офицеров, 87 унтер-офицеров, 1037 рядовых.
Вот перечень мест, с датами, которые она посетила вовремя этого вояжа:
28 апреля (9 мая) — выезд из Москвы
29 апреля (10 мая) — приезд в Тверь
2 (13) мая — отправление из Твери
5 (16) мая — посещение императрицей Калязинского монастыря
6 (17) мая — посещение императрицей Углича
9 (20) мая — посещение императрицей Рыбной слободы, обед в селе Малшино, прибытие в Ярославль
13 (24) мая — отправление из Ярославля
15 (26) мая — посещение императрицей Ипатьевского монастыря и Костромы
17 (28) мая — посещение императрицей села Петропавловское (Борщёвка) и дома А. И. Бибикова
19 (30) мая — посещение императрицей Городца
20 (31) мая — прибытие в Нижний Новгород
22 мая (2 июня) — отправление из Нижнего Новгорода
23 мая (3 июня) — посещение императрицей Макарьево-Желтоводского монастыря
25 мая (5 июня) — посещение императрицей Чебоксар
26 мая (6 июня) — прибытие в Казань
1 (12) июня — отправление из Казани
2 (13) июня — посещение императрицей Болгарского городища
3 (14) июня — посещение императрицей села Вознесенское и имения И. Г. Орлова (в 10 вёрстах от берега)
4 (15) июня — возвращение на галеру и отправление в путь
5 (16) июня — прибытие в Синбирск
8 (19) июня — выезд из Синбирска
16 (27) июня — приезд в Москву
А вот перечень лиц, которые ее тогда сопровождали:
братья графы Иван Григорьевич, Григорий Григорьевич и Владимир Григорьевич Орловы; президент Военной коллегии граф Захар Григорьевич Чернышёв и его брат командир галерного флота граф Иван Григорьевич Чернышёв;
генерал-майор Александр Ильич Бибиков;
президент Мануфактур-коллегии Дмитрий Васильевич Волков;
граф Андрей Петрович Шувалов;
сенатор и генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга Николай Иванович Чичерин;
директор Московского университета Михаил Матвеевич Херасков;
Алексей Васильевич Нарышкин;
Михаил Васильевич Дублянский;
Сергей Алексеевич Всеволожский;
полковник князь Долгоруков;
гофмаршал Григорий Никитич Орлов;
лейб-хирург Рейслейн;
иностранные послы со своими свитами:
испанский виконт Дегерерский;
австрийский князь Лобкович;
прусский граф Сольмс;
датский барон Ахац Фердинанд Ассебург;
саксонский граф Сакчен.
Итак, что у нас получается- путешествие это факт, но никаких братьев-латышей по фамилии Рутины тут нет, хотя как утверждают местные краеведы они входили в свиту Императрицы.
Хотя если учесть, что из Твери двинулись 25 пассажирских и транспортных судов, а в путь отправились более 1150 человек, в том числе видные государственные деятели, придворные и армейские чины, лекари и фрейлины, то возможно где-то там и были эти прибалтийские братья.
Но если мы с вами за истерическую справедливость бьёмся, то стоит эту историю рассмотреть более детально. И так по пунктам:
- «Один из них во время путешествия заболел брюшным тифом. Двигаться дальше было невозможно – больному требовался покой.» Больной тифом это прямо скажем в то время мало того, что нежилец, так ещё и бомба замедленного действия. Ведь тиф — это антропонозная инфекция, то есть её источником является больной человек, который заразен практически на любой стадии заболевания, и представить, что больной с тифом человек сопровождал Императрицу и она не заболела конечно можно, но мало вероятно.
- «Но братья не захотели разлучаться и выкупили у царицы землю прямо на том месте, где одного из них настиг тиф. Здесь они и остались. Больной вскоре скончался, а его братья перевезли сюда своих крестьян и осели на симбирской земле, став отцами-основателями Вице-Смильтэнэ.» Ну а это уже просто из области фантастики если честно. Если учесть, что маршрут у них был от Москвы до Симбирска через Нижний Новгород, Казань то они никак не могли оказаться в двухстах километрах от Волги при все желании.
- «Поскольку конечной точкой путешествия Екатерины II была Казань, а маршрут через Синбирск был выбран для сокращения обратного пути (как следует из её переписки за январь-июнь 1767 года), то 8 июня императрица посуху выехала в Москву по дороге через Алатырь, Арзамас и города Владимирской губернии, такие как Муром, Владимир и Переславль. Она спешила также из-за известий об опасной болезни наследника цесаревича Павла Петровича, которые получила во время путешествия.» Но этот маршрут проходил ещё дальше от искомой нами точки.
Так что история про братьев это 100% миф.
Так откуда взялись латыши на земле русской? Давайте разбираться дальше.
До 1928 года вся эта территория относилась к Симбирской губернии и правду стоит искать именно там. И вот что мы обнаружили — латыши (латвеиши — само название восходит к имени латгалов) в Ульяновском Поволжье расселяются в 1870-1910 гг.: в 1870-х гг. из Ауцкого уезда Курляндской губернии, первоначально на земли Карсунского уезда, а затем, в 1880-х гг. основная часть переселяется на земли Сенгилеевского уезда. В 1875 г. у села Кивать Сенгилеевского уезда появился латышский хутор из 60 домов. Хутор получил название Чекалино-Латышский (с 1920 г.- посёлке Балтия, с 1945 г. – селе Красная Балтия). В 1909-1910 гг. из Курляндской губернии переселилось ещё несколько латышских семей на земли Никольской волости Сызранского уезда.
Так что подлинная история образования посёлка Вице-Смильтэнэ такова.
Сразу после отмены крепостного права, если кто забыл это случилось в 1861 году, безземельные латышские крестьяне, батраки в поисках лучшей доли отправились на чужбину. И примерно в 70 годах XIX века ассимилировались в Симбирской губернии.
Латыши обладали предпринимательской жилкой, в селе они построил два завода- спиртовой и кирпичный. По мимо прочего они очень успешно занимались сельским хозяйством.
Но с приходом дермократии из-за отсутствия работы люди стали уходить из посёлка, поля заросли лесом, а в посёлок пришли мародёры.
Сейчас о том времени напоминает хорошо сохранившееся здание кирпичного завода (покрасней мере нам так сказали сторожили) с идеально ровной кладкой и несколько чудом сохранившихся деревянных дворов.
В посёлке круглогодично живут только две семьи: Беркманы и Озолины. Все они потомки тех самых латышских крестьян, приехавших в 19 веке. Остальные в родной посёлок ездят только летом, как на дачу.
Осталось разобраться в честь кого назвали так посёлок, и кто это загадочный Вице-Смильтэнэ. А вот здесь вообще все просто- в переводе с латышского языка Вице-Смильтэнэ означает «старые пески».
Теперь вы знаете чуточку больше.